|
А. ДВОРЖАК (1841-1904)
Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели ля мажор, соч. 81 Святослав Рихтер Квартет им. Бородина: Михаил Копельман, 1-я скрипка Андрей Абраменков, 2-я скрипка Дмитрий Шебалин, альт Валентин Берлинский, виолончель Терцет для двух скрипок и альта до мажор, соч. 74 Виктор Пикайзен, Мирослав Русин, Игорь Ойстрах Мелодия MELCD 10 00218 Запись из Большого зала Московской консерватории 25 апреля 1983 г. (Квинтет) Запись Всесоюзного радио 1980 г. (Терцет) Общее время звучания 60:55 | |
Второй фортепианный квинтет ля мажор, соч. 81 создавался в пору расцвета таланта Антонина Дворжака. Законченный осенью 1887 года, Квинтет уже в начале января 1888 года был с огромным успехом исполнен в Праге. В том же году берлинский издатель композитора Ф. Зимрок напечатал партитуру сочинения. В России Квинтет впервые прозвучал в Петербурге в Первом квартетном собрании Русского музыкального общества в октябре 1892 года.
Живые интонации чешского мелоса, характерные танцевальные ритмы, наконец, самый дух повествования свидетельствуют о непреложном для Дворжака правиле: "высказываться на хорошем чешском языке". Тема главной партии первой части, Allegro ma non tanto, лирическая, поначалу слегка затаенная, то вздымается ритмически упругой волной, то вновь возвращается в спокойное русло. Столь же широко развита и побочная партия, в основе которой словно "оминоренные" и ритмически учащенные интонации главной темы. Вторая часть, Andante con moto, озаглавлена Дворжаком "Думка" (жанр элегической пьесы, неоднократно трактованный композитором). По форме это - рондо-соната, где медленные экспозиция и реприза обрамляют оживленный центральный раздел. Печальное настроение и повествовательный характер приближают Andante к романтической балладе. Третья часть, Скерцо, - огненный фуриант (популярнейший чешский народный танец). Стремительно проносящиеся крайние разделы изобилуют характерными капризными перебоями метра. С этими разделами образует контраст неторопливое трио. В финале - Allegro, написанном в сонатной форме, также господствует танцевальная стихия. Вихревая главная тема и более плавная побочная сплетаются в красочном хороводе. И. Райскин Терцет для двух скрипок и альта до мажор, соч. 74 был создан с 7-го по 14 января 1887 года. В то время в доме, где жил Дворжак, снимал комнату химик Йозеф Криус, которому давал уроки игры на скрипке оркестрант Национального театра Ян Пеликан. Дворжак, услышав их совместную игру, предложил написать для них терцет, в котором партию альта исполнял бы он сам. Но Терцет оказался трудным для И. Криуса и был издан как соч. 74, а вместо него написан новый Терцет, соч. 75а.Первыми исполнителями Терцета, соч. 74 были скрипач К. Ондржичек и музыканты-любители - юрист Ян Бухал и медик Ярослав Щастны, сыгравшие его в "Умелецкой беседе" 30 марта 1887 года. Первая часть - Introduzione. Allegro ma non troppo - написана в сложной трехчастной форме. Характер определяет светлая главная тема, сменяющаяся тревожной перекличкой быстрых фраз. Напевная вторая часть, Larghetto, отличается мечтательностью. Середина трехчастной формы своим драматизмом оттеняет крайние разделы. Третья часть - Scherzo. Vivace - балладного характера пьеса с танцевальным трио. Завершает терцет финал в форме вариаций с прихотливым сопоставлением мажорных и минорных тональностей и сменами темпов. И. Слепнев Исполнительская деятельность Государственного струнного Квартета имени Бородина началась в 1946 году, когда ансамбль, именовавшийся тогда квартетом Московской филармонии, дал свой первый концерт в Малом зале консерватории, в Москве. Своеобразие творческого облика этого коллектива быстро привлекло к нему внимание слушателей и музыкальной критики. К середине 1950-х гг. относятся первые гастроли квартета за рубежом.Имя Александра Бородина - одного из основателей камерного инструментального жанра в России - было присвоено Квартету в 1955 году. В 60-е гг. бородинцы становятся участниками фестивалей в Зальцбурге, Эдинбурге, Варшаве, Сполето, Загребе. С тех пор квартет и до сегодняшнего дня квартет выступил на престижнейших мировых площадках многие сотни раз - и всегда с неизменным успехом. В обширном исполнительском репертуаре ансамбля представлены произведения западноевропейских композиторов (квартеты Моцарта, Бетховена, Сметаны, Дебюсси, Хиндемита) и особенно широко - камерная музыка русских (Чайковский, Бородин, Та-неев) и советских (Мясковский, Прокофьев, Шостакович, Шебалин, Вайнберг, Борис Чайковский) авторов. Признание высокой исполнительской культуры выразилось не только в восторженных отзывах критики и награждении участников коллектива высокими званиями и почетными наградами, но и в том, сколь охотно с ними выступали такие выдающиеся исполнители, как Нейгауз и Юдина, Кнушевицкий и Ростропович, а также Святослав Рихтер, в ансамбле с которым и записан публикуемый здесь Квинтет Дворжака. Виктор Пикайзен (р. 1933, Киев) и Мирослав Русин (р. 1936, Москва) получили известность в качестве концертирующих скрипачей в 1960-е гг. - Пикайзен после побед на конкурсах им. Чайковского и им. Паганини в Генуе, а Русин после победы на конкурсе им. Венявского в Познани. Концертный скрипач виртуозного плана, Пикайзен прославился в первую очередь своими трактовками Паганини, однако много выступал и записывался в камерных ансамблях. Одну из таких записей - Терцет Дворжака - можно слышать на этом диске, где вместе с Пикайзеном маленький шедевр чешского романтика записали Мирослав Русин и Игорь Ойстрах (как и его прославленный отец, неоднократно записывавший на пластинки альтовые партии в концертных сочинениях и камерных ансамблях).
| |
Й.Гайдн (1732-1809)
Семь слов Семь сонат с интродукцией и заключением для двух скрипок, альта и виолончели Hob. XX 1B (III Nos. 50-56) 1. L'Introduzione. Maestoso ed Adagio 5:33 2. Sonata I. Largo 6:32 3. Sonata II. Grave e Cantabile 8:32 4. Sonata III. Grave 9:54 5. Sonata IV. Largo 7:21 6. Sonata V. Adagio 9:36 7. Sonata VI. Lento 8:41 8. Sonata VII. Largo 7:25 9. II Terremonto. Presto con tutta la forza 2:04 КВАРТЕТ ИМЕНИ БОРОДИНА: Михаил Копельман, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский Мелодия MELCD 10 00057 Запись из Большого зала Московской консерватории 7 декабря 1984 г. Общее время звучания 65:44 | |
В 80-х годах XVIII столетия имя Йозефа Гайдна становится широко известным во всей Европе. Продолжая оставаться капельмейстером на службе у князя Николая Эстерхази, прославленный композитор получает заказы из многих стран. Создание сочинения, известного под названием "Семь последних слов нашего Спасителя на кресте", связано с заказом из Испании. Историю его описывает сам композитор в предисловии к вышедшему в 1801 году изданию ораториальной версии произведения.
| |
С. Рахманинов
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30 С. Прокофьев Соната № 8 для фортепиано си-бемоль мажор, соч. 84 Евгений Могилевский, фортепиано Симфонический оркестр Московской государственной филармонии Дирижер Кирилл Кондрашин Мелодия MELCD 10 00656 Записи 1964 и 1977 гг. Общее время звучания 73:56 | |
С. В. Рахманинов - уникальная личность в истории русской музыки прошлого столетия: в его творчестве которого мы наблюдаем редкий союз композитора, пианиста и дирижера. Творческое наследие композитора велико: оно включает различные жанры. Однако, центральное место в нем занимают сочинения, написанные для любимого инструмента Рахманинова - фортепиано. Это сонаты, прелюдии, музыкальные моменты, этюды-картины и многое другое. Но, пожалуй, наиболее значительным для Рахманинова-пианиста явилось создание четырех фортепианных концертов, занявших исключительное положение в мировой музыкальной литературе.
Фортепианные сонаты С. С. Прокофьева принадлежат к числу значительнейших созданий композитора. Они неразрывно связаны со всем остальным творчеством Прокофьева. Именно в них отразился весь путь творческих исканий и всеохватно раскрылся стиль художника, начиная с ранних опусов и до последних сочинений.
Евгений Могилевский - музыкант поразительного масштаба и исключительного дарования. Азы музыки постигал под руководством своей матери - одной из учениц выдающегося педа-
гога Г.Г. Нейгауза. В своем дальнейшем обучении пошел по ее стопам: стал учеником Нейгауза, а затем другого опытного педагога Я. И. Зака. Вот как отзывались педагоги о своем воспитаннике: Нейгауз отмечал, что Могилевский "обладает большим человеческим обаянием, гармонизирующим в его природным артистизмом". А Я. И. Зак говорил: "...Исключительно талантливый пианист. Его искусство отмечено печатью истинного проникновения и глубинной замысла. Прирожденный артистизм, необычайная чуткость, оригинальность художественного почерка делают его выдающимся явлением...".
Наталья Гайкович | |
Р. Шуман
Фантазия до мажор, соч. 131 (свободная обработка для скрипки и фортепиано Ф. Крейслера) П. Чайковский Вальс-скерцо до мажор, соч. 34 Размышление ре минор, соч. 42 № 1 Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35 Вадим Репин, скрипка Наталия Ижевская, фортепиано Академический симфонический оркестр Новосибирской государственной филармонии Дирижер Арнольд Кац Мелодия MELCD 10 00883 Записи 1984 и 1986 г. Общее время звучания 65:51 | |
"Фантазия", соч. 131 до мажор для скрипки с оркестром была написана Робертом Шуманом в последний период его творческой активности, в середине 1853 года. Весной композитор, уже чувствующий приближение очередного приступа болезни, сведшей его в могилу, уволился со всех руководящих музыкальных должностей в Дюссельдорфе, своем последнем жизненном пристанище, и набирался сил перед гастрольной поездкой в Голландию (также оказавшейся последней). Непосредственно рядом с Фантазией мы находим родственное ей по жанру одночастной концертной пьесы "Концертное аллегро" ре минор для фортепиано с оркестром, посвященное Брамсу и опубликованный лишь посмертно скрипичный Концерт (в той же тональности). Композиции для скрипки Шуман начал писать довольно поздно: обе его опубликованные при жизни сонаты (ля минор, соч. 105 и ре минор, соч. 120) появились лишь в 1851 году, а в том же 1853-м Шуман принимает участие в коллективном сочинении (принесенном Шуманом, Брамсом и еще одним композитором, Дитри-хом, великому немецкому скрипачу Йожефу Иоахиму) - сонате для скрипки и фортепиано "Frei aber einsam" ("Фантазия" также вышла из печати с посвящением Иоахиму). Все эти сочинения несут на себе отпечаток специфического позднего стиля Шумана, в котором академизм "лейпцигской" школы сочетается со все еще мощно проявляющимися чертами среднего, "умеренно романтического" периода творчества композитора.
(В аннотации использован текст из брошюры Г. Крауклиса "Скрипичные произведения П. И. Чайковского").
Сенсационный публичный дебют двенадцатилетнего Вадима Репина в 1983 году в Москве, где он сыграл в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра СССР под руководством Евгения Светланова Первый скрипичный концерт Тихона Хренникова, ознаменовал появление в исполнительском искусстве новой звезды. Хренников сказал тогда: "Я нахожу только одно определение - гениальная одаренность. Играть на скрипке для него - это ощущение счастья, ощущение восторга творчества".
| |
Борис Арапов (1905-1992)
Четыре времени года (Вокальный цикл на японские трехстишия - хокку, соч. 1978) Татьяна Мелентьева, сопрано Борис Марешкин, тенор Инструментальный ансамбль. Дирижер Геннадий Рождественский Концерт для скрипки с оркестром, (соч. 1963-1964) Михаил Вайман, скрипка Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. Дирижер Арвид Янсонс Симфония No. 5 (соч. 1981) Академический симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. Дирижер Александр Дмитриев Мелодия MELCD 10 00839 Запись 1967, 1985 и 1987 гг. | |
Борис Александрович Арапов родился 30 августа (12 сентября) 1905 года в Петербурге. Его педагогами в Ленинградской консерватории, где он учился с 1923 года, были М.М. Чернов и выдающийся русский композитор и педагог В.В. Щербачев, чей класс композиции он закончил в 1930 году.
Образы Востока всегда привлекали Б.А. Арапова. Можно вспомнить симфоническую "Таджикскую сюиту" (1938), трио для кларнета, скрипки и фортепиано на монгольские темы (1943), "Негритянские песни протеста" для голоса и джаз-оркестра (1940) или симфонию-поэму "Свободный Китай". Интерес к Востоку отразился и в колористическом мастерстве композитора. Вокальный цикл для сопрано, тенора и инструментального нонета "Четыре времени года" создан в 1978 году на тексты японской поэзии хокку (хайку). Этот жанр японской поэзии представляет собой нерифмованные трехстишия и состоит из семнадцати слогов (5-7-5). Задача у Арапова была здесь нелегкой, - композитор должен был найти баланс между свободой, легкостью изложения и четкостью неизменной метрической структуры, свойственной этой стихотворной форме. В произведении чередование времен года соответствует смене этапов человеческой жизни. Текст представляет собой лишь внешние зарисовки, музыка же несет в себе глубинную эмоцию и общее поэтическое настроение. Поражает простота и минимальность необходимых для этого инструментальных средств: от звуков флейты, ассоциирующихся с пением соловья, в первой части, до прослушивающегося в последней части звона колокола, привносящего в созерцательный образ, рисуемый музыкой, драматическое начало. Концерт для скрипки с оркестром создан в 1963-64 годах. Его яркие мелодические образы спаяны в единое целое между собой повторяющимися, подобно лейтмотивам, гармоническими и тембровыми "центрами притяжения". Уделяя особое внимание своеобразному мелодизму Концерта, выразительности партии солирующего инструмента, композитор облегчает оркестровку, удаляя низкие медные инструменты - тромбоны, тубу и одновременно усиливая роль инструментов с прихотливыми, звенящими тембрами - ксилофона, вибрафона, челесты, рояля, колоколов. Первая часть открывается медленным патетическим вступлением - соло скрипки. Еще более монументально эта же тема звучит в следующий раз: сопровождающие ее аккорды всех труб в низком регистре, бас-кларнета и фагота становятся своеобразным "стержнем" этого патетического образа, проходящего через все части цикла. Виртуозная каденция скрипки завершает вступительный раздел и подводит к главной партии сонатного аллегро. Она передается от низких инструментов к высоким, будто резким зигзагом изменяя свой регистр звучания - от фагота к флейте, от скрипки к виолончель. В оркестровом tutti она приобретает грозный оттенок. Изящная танцевальность связующей партии вводит слушателей в иную эмоциональную сферу: она ведет к теме побочной партии, пленительной и лирической. Прозрачно звучит эта тема в верхнем регистре скрипки. В разработке происходит драматическое переосмысление тематического материала. Ее первая фаза - порывистое фугато, основанное на измененной мелодии главной партии (вступает фагот, затем кларнет, гобой, скрипка). Как зловещий гротескный марш, в сопровождении аккордов рояля и духовых инструментов звучит тема вступления. Драматическую окраску получает и образ побочной темы, кульминация которой совпадает с наиболее напряженным эпизодом разработки. Динамическая волна развития захватывает и репризу - заключительный раздел первой части, темы в котором возникают в зеркальной последовательности. Лишь в коде наступает успокоение и постепенное просветление звучания. Вторая часть - тема с вариациями, приближающаяся к форме пассакалии (музыкальной форме эпохи барокко - вариаций на неизменяемый бас, вновь ставшей актуальной для конца XIX - первой половины XX века). Красочные аккорды-блики становятся основой формы, обрастающей постепенно мелодическими фразами гобоя, скрипки и ксилофона. Неизменность аккордовой темы подчеркивается неизменной оркестровкой. В седьмой, восьмой и девятой вариациях материал изменяется, и таким образом десятая и одиннадцатая воспринимаются как реприза. Последний, ладово неопределенный (звучащий как бы в мажоре и миноре одновременно) аккорд второй части становится одновременно и первым аккордом финала, написанного в форме рондо и включающего несколько разнохарактерных тем: героическую, фанфарного характера, гротесковую, с характерным росчерком-глиссандо в конце фраз, танцевальную, с резкими диссонансами, тему и лирическую, распевную мелодию с отзвуками-эхо в высоких регистрах оркестра. Сольная каденция собирает воедино тематический материал всех частей. В коде мужественный образ вступления возвращается, приобретая выраженные гимнические черты. Торжественность ее звучания подчеркнута тембром колокола. Постепенно патетический импульс иссякает, и тема словно растворяется, уносясь в верхний регистр, в звенящие, прозрачные звучности вибрафона и челесты. Пятая симфония написана Б.А. Араповым в 1981 году. Вместе с Четвертой (1971) и Шестой (1983) симфониями она образует своего рода триаду. При этом, если крайние симфонии отличаются монументальностью, то Пятая - лирический центр. Первая часть симфонии, написанная в сонатной форме, рисует картину драматической борьбы. Музыка ее динамична и взрывчата. Главная тема части, порученная трубе, является носителем основной идеи симфонии. Ей противостоит более спокойная по характеру, но не менее напряженная побочная тема. Преодолевая "сопротивление" побочного материала, главная тема вновь появляется в репризе (после кульминации) в своем первоначальном звучании, символизируя победу активного начала. Музыка второй части отличается умиротворенностью и истинным лиризмом. Особую возвышенность музыкальным образам придает их хораль-ность и колоритность. В коде второй части возникает просветленная попевка - вариант главной темы симфонии. Ее звучание чисто и хрупко. Приобрести и заказать компакт-диски, выпущенные фирмой "Мелодия" можно здесь | |
И.С. Бах.
Сонаты для виолончели и фортепиано, BWV 1027 - 1029. Александр Рудин, виолончель и фортепиано. Мелодия MELCD 10 00538 |
Пауль Хиндемит (1895-1963)
Тема и четыре вариации для фортепиано с оркестром "Четыре темперамента" Соната No. 1 для фортепиано Соната для виолончели и фортепиано (1948) Анатолий Ведерников, фортепиано Наталья Гутман, виолончель Ленинградский камерный оркестр Дир. Лазарь Гозман Мелодия MELCD 10 00879 |
||
Дмитрий Шостакович (1906 -1975)
Соната для скрипки и фортепиано, соч. 134 Соната для альта и фортепиано, соч. 147 Олег Каган, скрипка Юрий Башмет, альт Святослав Рихтер, фортепиано Мелодия MELCD 10 00095 |
Эмиль ГИЛЕЛЬС
Концерты 1962 - 1970 гг. Мелодия MELCD 10 00792 (5 CD) |
||
Филиппо Граньяни
Николо Паганини Мауро Джулиани Произведения для скрипки и гитары Леонид Коган (скрипка) Александр Иванов-Крамской (гитара) Мелодия MELCD 10 00655 |
Искусство Родиона Азархина (контрабас)
Мелодия MELCD 10 00883 (Серия "Maestri del arco") |
||
Вольфганг Амадей МОЦАРТ
Симфонии № 25, 40 Московский камерный оркестр Дир. Рудольф Баршай Мелодия MELCD 10 00844 |
Вольфганг Амадей МОЦАРТ
Симфонии № 28, 41 Московский камерный оркестр Дир. Рудольф Баршай Мелодия MELCD 10 00845 |
||
Фридерик ШОПЕН
Мазурки Яков Флиер (фортепиано) Мелодия MELCD 10 00439 (2 CD) |
Иоганнес Брамс
Вариации и Фуга на тему Генделя, ор.24 Фортепианный квартет № 2, ор.26 Мария Юдина (фортепиано) Дм. Цыганов (скрипка); Ф. Дружинин (альт); С. Ширинский (виолончель) Мелодия MELCD 10 00821 |
||
Андрей ГОЛОВИН
Простые песни (1988); "Элегия" для виолончели соло (1980); Музыка для струнных (1988); Далекое (1990) Мелодия MELCD 10 00853 |
Р.Шуман Концерт для виолончели ля минор
А.Дворжак Концерт для виолончели си минор Даниил Шафран (виолончель) Мелодия MELCD 10 00877 (Серия "Maestri del arco") |
||
Даниил Шафран (виолончель)
Encores (Шуман, Чайковский, Щедрин, Дебюсси, Равель и др.) Антон Гинзбург (фортепиано) Мелодия MELCD 10 00554 (Серия "Maestri del arco") |
М.Глинка Соната для альта и фортепиано (неоконченная, ред. В.Борисовского)
А.Рубинштейн Соната для альта и фортепиано фа минор, соч.49 Д.Шостакович Соната для альта и фортепиано, соч. 147 Федор Дружинин (альт) Мелодия MELCD 10 00867 (Серия "Maestri del arco") |
Приобрести и заказать компакт-диски, выпущенные фирмой "Мелодия" можно здесь |
|