|
Румынский дирижер Серджу Челибидаке стал легендой еще при жизни, главным образом потому, что отказывался от студийных записей, а также из-за своих необычных представлений о музыке и крайне медленных темпов. Через несколько лет после смерти Челибидаке его семья дала разрешение на публикацию избранных исполнений, чтобы уберечь записи от различного рода пиратских изданий. И, хотя об этом никогда не говорилось вслух, наследники, несомненно, надеялись неплохо заработать на записях дирижера. Не поймите превратно: они должны были попытаться получить доход, если имели такую возможность. Единственный вопрос: была ли публикация этих записей справедлива по отношению к артисту, и объективно ли представлены его достижения? В общем и целом - да, и даже когда выступления Челибидаке не имели успеха (как в бетховенских симфониях), следует помнить, что этот старый человек сам никогда бы не позволил этим записям увидеть свет.
Но, помимо воли Челибидаке, необходимо считаться и с оркестром Мюнхенской филармонии. Эти записи принадлежат в равной степени и оркестру. Даже если музыканты только демонстрируют верность своему эксцентрическому дирижеру, - эти диски стоят того, чтобы их слушать. Оркестр играет со стопроцентной отдачей, и часто достигает поразительных результатов.
Это высшая истина в симфониях Брукнера, где невозможно перечислить все магические моменты: это и кода Четвертой симфонии, неузнаваемая партия литавр и конец скерцо Пятой, гранитная первая часть Девятой, и все медленные части. Месса фа минор - еще одно потрясающее исполнение, столь медленное, что это превосходит всякое воображение, но, однако, блистательное в своей непрерывности. Это великолепные интерпретации, которым уступает лишь Седьмая симфония, исполненная даже медленнее, чем на видеозаписи Sony, выполненной несколько лет спустя, - причиной этому, должно быть, стала усталость и слабость дирижера: он был уже очень болен, когда выступал с этим концертом в 1994 году.
Брукнеровские симфонии, конечно, обычно звучат тем лучше, чем медленне исполняются. Но этого нельзя сказать о Бетховене, и здесь "Чели" (как его ласково называли в оркестре) столкнулся с философской проблемой. Он относился к музыке классического периода в точности так же, как Глен Гульд: выравнивал контрапунктические линии, сглаживал контрасты и опускал все надлежащие повторения в первых частях, чтобы представить процесс развертывания музыки по возможности очищенным от излишеств. Эта полная противоположность духу музыки, в особенности музыки Бетховена, - вне обсуждения. В результате получилась самая неверная, серая и тусклая интерпретация из всех, какие можно представить. Лишь одна бетховенская симфония среди подобных исполнений Челибидаке, Шестая, требующая меньшего напряжения, чем другие, могла бы служить примером приверженности дирижера чистоте линий и фактуры. Во всем остальном - он здесь совершенно не в своей стихии, даже в большей степени, чем в Седьмой симфонии, где исполнение первой части длится более 16 минут (без реприз). Даже Клемперер, прославленный "медленный" дирижер, играет эту часть чуть больше 12 минут.
С другой стороны, Брамс, хотя и не дает богатых возможностей для медленных темпов, так же удачен в исполнении Челибидаке, как Бетховен неестественен. Лирическая выразительность и ясный контрапункт, прозрачная фактура, свободное музыкальное дыхание - дирижер в своей стихии, он достигает такого прекрасного звучания, какое только возможно услышать. Начало Четвертой симфонии, например, обладает чистотой и утонченностью, которые, по контрасту, придают заключению этой части еще большую трагичность, тогда как финал в равной степени стремителен и суров. И несмотря на то, что последняя часть Второй симфонии не может служить примером безудержной энергии, она безусловно не страдает отсутствием динамики или мощной силы. Но Вторая симфония Шумана, исполненная Челибидаке вместе с Вариациями Брамса на тему Гайдна, так же мертвенна, как и его Бетховен.
В конечном счете, как и у большинства "безумных дирижеров-гениев" (Стоковский, например), интерпретации Челибидаке непостоянны: от ошеломляюще-прекрасных до гротескных. Но в лучшем - в Брамсе и особенно в Брукнере - Челибидаке действительно уникален.
|
|
Специальная акция! Садовая техника; стоимость увлажнителей очистителей воздуха . Специальные предложения. в кредит |