главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

Моцарт Симфонии 28, 41 - Баршай
Вольфганг Амадей МОЦАРТ
Симфонии № 28, 41
Московский камерный оркестр
Дир. Рудольф Баршай
Мелодия MELCD 10 00845
Запись 1967 и 1968.

Рудольф Баршай родился в станице Лабинской Краснодарского края 28 сентября 1924 в артистическои семье. Обучался в специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории (класс скрипки, затем альта), в 1944-1948 - в Моcковской консерватории в классе альта В. В. Борисовского, у него же окончил аспирантуру. Его активная сольная концертная деятельность началась после 1949, когда он завоевал 2-е место на Международном фестивале демократической молодежи и студентов в Будапеште. Баршай выступал также как ансамблист, в том числе со Святославом Рихтером, Давидом Ойстрахом, был участником трио с Леонидом Коганом и Мстиславом Ростроповичем. В его обширный репертуар входили и собственные транскрипции, в числе которых переработка альтовой сонаты Антонио Вивальди в концерт для альта со струнным оркестром и органом.
В 1956 г. Баршай возглавил организованный им Московский камерный оркестр. С этим оркестром Баршай впервые исполнил ряд сочинений советских композиторов (Четырнадцатую симфонию Д. Шостаковича, Седьмую симфонию для камерного оркестра и клавесина М. Вайнберга, "Музыку для камерного оркестра" Г. Свиридова). Музыкант сделал ряд переложений для камерного оркестра (в том числе сюиты из балета "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, "Искусство фуги" И. С. Баха). В качестве симфонического дирижера Баршай выступает с 1967 (дебютировал с оркестром Московской филармонии). В 1976 эмигрировал в Израиль, где возглавил Израильский камерный оркестр Работал в Лондоне, Мюнхене. В 1982-1988 был главным дирижером Борнмутского симфонического оркестра. С 1990-х годов возглавляет Канадский симфонический оркестр. Живет в Швейцарии.
В 90-х годах Баршай осуществил запись всех симфоний Шостаковича с Симфоническим оркестром Западногерманского радио, а в 2000 году завершил еще один масштабный проект - по сохранившимся рукописным материалам Баршай восстановил Десятую симфонию Густава Малера. Баршай также дирижировал в Лондоне мировой премьерой "Реквиема" Александра Локшина.

Симфоническое наследие Моцарта

Свои первые симфонии Моцарт написал когда ему было восемь лет, а последние - в тридцать два года. Общее их число более пятидесяти, но несколько юношеских не сохранились или еще не обнаружены. Если воспользоваться советом Альфреда Эйнштейна, крупнейшего знатока Моцарта, и сравнить это количество всего с девятью симфониями у Бетховена или четырьмя у Брамса, то сразу станет ясно, что понятие жанра симфонии у этих композиторов различно. Но если выделить у Моцарта те его симфонии, которые действительно, как у Бетховена, адресованы некоей идеальной аудитории, иными словами всему человечеству (humanitas), то окажется, что Моцарт написал тоже не более десяти таких симфоний (тот же Эйнштейн говорит о "четырех-пяти"). "Пражская" и триада симфоний 1788 года - №№ 39, 40, 41 - это изумительный вклад в сокровищницу мирового симфонизма.
Гайдн - еще одно имя для сравнения - писал свои 104 симфонии уверечный в том, что они будут исполнены перед князем Эстерхази или, как, например, "Лондонские", - перед широкой публикой. У Моцарта такой гарантии никогда не было и при этом он был поразительно плодовит. Путь Моцарта в симфонии это, по словам Эйнштейна, "путь от вступительной или заключительной пьесы - пьесы, служившей обрамлением для soli и concerti, до капитального основного произведения, представляющего кульминацию, центр тяжести концертного вечера. Это путь от начала декоративного к выразительному, от внешнего к внутреннему, от парадности к исповеди". Такие симфонии Моцарта как № 25 соль минор (KV183), № 29 ля мажор (KV201), № 31 ре ма жор "Парижская" (KV 297), № 35 ре мажор "Хаффнер" (KV 385), № 36 до мажор "Линцская" (KV 425), № 38 ре мажор "Пражская" (KV 504), № 39 ми бемоль мажор (KV 543), № 40 соль ми нор (KV 550), № 41 до мажор "Юпитер" (KV 551) должны быть в собрании каждого любителя музыки. (Имейте в виду, что вы тщетно будете искать как моцартовскую симфонию № 37, под этим номером вы найдете симфонию Михаэля Гайдна, которую Моцарт переписал, присочинив только лишь короткую величественную интродукцию).

Симфония № 28 до мажор (KV 200)

Долгое время дата создания этой симфонии оставалась в точности не известной, поскольку чьей-то рукой на ряде партитур Моцарта, относящихся ориентировочно к 1773 - началу 1774 года, даты были специально тщательно вымараны. Сравнительно недавно в результате химического анализа удалось установить, что эта симфония была написана в "ноябре". Год устанавливается гипотетически - 1773 предыдущему году противоречит стилистика симфонии, следующий год исключается ввиду хорошо известной занятости Моцарта в ноябре работой над оперой "Мнимая садовница".
Три симфонии этого периода - до мажор (KV 200), соль минор (KV 183) и ля мажор (KV 201) - своим совершенством напоминают триаду последних симфоний, которые Моцарт создаст через пять лет - в 1788 году. Симфониями 1773 года завершается юношеский период Моцарта - композитором, едва достигшим восемнадцати лет, было написано уже двадцать восемь симфоний.

Симфония № 41 до мажор (KV 551)

Сорок первая симфония - последняя в симфоническом наследии Моцарта. Она была написана летом 1788 года почти одновременно с двумя предыдущими.
Разговор о сорок первой симфонии почти всегда начинается с ее названия - "Юпитер". Определенно здесь известно только то, что оно не принадлежит Моцарту. Большинство исследователей сходятся на том, что это название симфонии дал лондонский импресарио И. П. Саломон, прославившийся устройством в Англии концертов Гайдна (именно эта заслуга отмечена на его надгробной плите в Вестминстерском аббатстве). Авторство Саломона в названии этой симфонии укрепилось после публикации в 1955 году путевых заметок Винсента и Мари Новелло, в которых они в этой связи называют имя Саломона. Но, вероятно, здесь произошла какая-то путаница в 1823 году было издано переложение Симфонии № 90 Й. Гайдна, в котором говорилось, что она называется "Симфония Юпитер", и что это название была присвоено ей Саломоном, "по случаю бенефиса коего она была исполнена". Возникает большое сомнение, что Саломон одинаково назвал два сочинения разных композиторов. Но как бы то ни было, эта симфония Моцарта твердо стоит в ряду шедевров, получивших всемирное признание под неавторскими названиями, таких как "Органная месса" (Баха), "Лунная соната" (Бетховена), "Революционный этюд" (Шопена).
Это название прочно закрепилось за симфонией, очевидно, потому, что в некотором роде довольно точно характеризует действительно присущие этой самой монументальной и сложной симфонии Моцарта олимпийское величие и эпический размах. Она знаменует далекий отход от ангельского изящества и грациозности, то есть тех образов, которые у многих в первую очередь ассоциируется с именем "Моцарт". Здесь более крепкий и мужественный дух, героика и торжество победы, заставляющие вспомнить великие романтические симфонии, и кажется, будто сам греческий бог ликует в радостной тональности до мажор. Эта симфония Моцарта вдохновила многих композиторов, в особенности Гайдна, который явно под ее влиянием создал свои 95-ю и 98-ю симфонии. Быть может, самое краткое определение уникальности "Юпитера" дал Роберт Шуман в одной из своих статей (1835): "Есть вещи, о которых просто нечего сказать - например, до мажорная симфония Моцарта (с фугой), многое у Шекспира, некоторые творения Бетховена".

Александр Майкапар


  Приобрести и заказать компакт-диски, выпущенные фирмой "Мелодия" можно здесь
 

 предыдущая   первая страница   следующая 


главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

© 1999-2005     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved

Girl massage brussels girls male massage.

статистика