главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

 <>

    Рекомендуемые записи сочинений Рихарда Вагнера

    Кольцо нибелунга (Der Ring des Nibelungen)

    Золото Рейна (Das Rheingold)

    Основные действующие лица:

    Wotan (Вотан), отец богов - высокий бас
    Центральная фигура Кольца. Лучшие исполнители - Хоттер (Hotter) (много записей 50-х годов, в основном с Байретского фестиваля), Лондон (London) (Шолти), Франтц (Frantz) (Фуртвенглер), Шорр (Schorr) (архивные записи 30-х годов). Партия в Золоте носит главным образом речитативный характер с обилием диалогов. Основные требования к исполнителю - голосовая выносливость, умение ясно, артикулированно озвучить трудные места, а главное - создать цельный образ персонажа.

    Fricka (Фрика), его жена - высокое меццо-сопрано
    Лучшие исполнительницы - Флагстад (Flagstad) (Шолти), Визи (Veasey) (Караян). Ее образ в Золоте лишен острой характерности Фрики в Валькирии, поэтому от исполнительницы требуется главным образом красивый вокал. Вообще, с данной ролью хорошо справляются большинство технически подготовленных певиц.

    Loge (Логе), бог огня - характерный тенор
    Лучшие исполнители - Штольце (Stolze) (Караян), Шрайер (Schreier)
    Гротескная, с изломанной вокальной линией партия требует от тенора прежде всего высокой голосовой подвижности и незаурядных актерских качеств. Обычная практика исполнения данной партии героическими тенорами на старте или закате карьеры (Виндгассен, Сванхольм) лишает образ присущего ему своеобразия.

    Alberich (Альберих), карлик-нибелунг - высокий бас
    Лучший исполнитель - Найдлингер (Neidlinger) (целый ряд записей 50-60 гг). Партия также построена на декламации и требует особого "мрачного" тембра голоса и хороших актерских данных.

    Mime (Миме), брат Альбериха - характерный тенор.
    Лучшие исполнители и требования к ним - аналогично партии Логе.

    Fafner, Fasolt (Фафнир, Фазольт), великаны - басы
    Лучшие исполнители - Фрик (Frick) , Грайндль (Greindl), Тальвела (Talvela), Риддербуш (Ridderbusch) (ряд записей). Партии, рассчитанные на тяжеловесных низких басов, чисто декламационные. Следует учитывать, что они очень много поют поочередно в длинном диалоге, поэтому желательно наличие существенной тембральной разницы между голосами для удобства слушателя, не вполне знающего язык (иначе возможна путаница, тем более, что вместе с ними поют еще бас Доннер и высокий бас Вотан).

    Die Rheintochter: (дочери Рейна) - 2 сопрано и меццо


    Наиболее выдающиеся записи

    Das Rheingold. George LONDON (bass-bar) Wotan; Eberhard WAECHTER (bar) Donner; Waldemar KMENTT (ten) Froh; Set SVANHOLM (ten) Loge; Gustav NEIDLINGER (bass) Alberich; Paul KUEN (ten) Mime) Walter KREPPEL (bass) Fasolt; Kurt BOEHME (bass) Fafner; Kirsten FLAGSTAD (sop) Fricka; Claire WATSON (sop) Freia; Jean MADEIRA (contr) Erda; Oda BALSBORG (sop) Woglinde; Hetty PLUMACHER (contr) Wellgunde; Ira MALANIUK (mez) Flosshilde; Vienna Philharmonic Orchestra/ Sir Georg SOLTI. Decca 455 556-2 (2 CD, DDD).

    Легендарная запись, положившая начало первому студийному Кольцу, записанному в конце 50 - первой половине 60-х годов. Запись была выполнена согласно концепции "театра мечты" продюсера фирмы Декка Джона Калшоу (Culshow) - с активным использованием стерео и различных спецэффектов. Побила все рекорды продаж и до сих пор является общепризнанным first choice. Успех ее был обусловлен исключительно сильным составом, яркой манерой дирижирования, а также новизной упомянутых эффектов (такие сцены, как спуск в Нибельгейм под стук наковален, или Доннер, созывающий тучи в конце оперы, где изображается вспышка молнии, до сих пор считаются непревзойденными). Однако у данной записи имеется и ряд противников.
    Что касается дирижерского стиля Шолти, то все признают исключительную эмоциональную насыщенность, масштабность звучания великолепного Венского филармонического оркестра, яркость и картинность (сцены погони Альбериха за русалками, Вотана за Альберихом - жабой, превращения Альбериха, спуск в Нибельгейм, шествие богов на Вальгаллу бесспорно лучшие среди всех записей). Однако многие упрекают его за "старт-стоп" дирижирование, разрывающее музыкальную ткань на ряд ярких и не связанных между собой эпизодов, недостаточное внимание к тонким нюансам. Действительно, многие камерные фрагменты продирижированы не более чем хорошо (особенно начало оперы - терцеты русалок, мерцание золота Рейна), можно найти записи, гораздо более филигранно передающие тонкие краски в оркестре и мелодическое богатство музыки (прежде всего Караяна). Что касается состава, то он исключительно ровный и сильный, с "большими" голосами во главе с вокально безупречным и сдержанно-благородным Вотаном Лондона, непревзойденным вокально и драматически Альберихом Найдлингера и неповторимой Флагстад в роли Фрики. Однако при вокальной безупречности и красоте тембров отдельные роли моглы бы быть исполнены более драматичным образом, особенно Логе, добротно, но неинтересно спетый бывшим героическим тенором Сванхольмом. При этом сходство тембров Вотана и двух великанов, а также тяжеловесное дирижирование затрудняют прослушивание центральной части оперы - обширного диалога.
    Упрекают запись и за чрезмерное и безвкусное, по мнению некоторых, употребление шумовых спецэффектов (звон золота в сцене выкупа Фрейи).
    Подведем итог - данная запись является вершиной "большого" стиля, с прекрасными голосами, величественным оркестром и исключительно ярким дирижированием, однако с некоторым недостатком тонкости и изящности. В общем, она является вполне достойной частью лучшей, на мой взгляд, полной записи Кольца и одной из двух наиболее интересных записей Золота как самостоятельной оперы.

    Das Rheingold. Dietrich FISCHER-DIESKAU (bar) Wotan; Robert KERNS (bar) Donner; Donald GROBE (ten) Froh; Gerhard STOLZE (ten) Loge; Zoltan KELEMEN (bass) Alberich; Erwin WOHLFAHRT (ten) Mime; Martti TALVELA (bass) Fasolt; Karl RIDDERBUSCH (bass) Fafner; Josephine VEASEY (mez) Fricka; Simone MANGELSDORFF (sop) Freia; Oralia DOMINGUEZ (mez) Erda; Helen DONATH (sop) Woglinde; Edda MOSER (sop) Wellgunde; Anna REYNOLDS (mez) Flosshilde; Berlin Philharmonic Orchestra / Herbert von KARAJAN. Deutsche Grammophone 457 781-2 (2 CD, ADD).

    Скандальная запись из состава студийного Кольца, записанного в конце 60-х - начале 70-х, сломавшая все стереотипы в отношении исполнения Кольца. Караян и руководство фирмы Дойче Граммофон, возможно, сознательно позиционировали данную запись как противовес версии Шолти, в итоге достоинства и недостатки данного Золота прямо противоположны шолтиевским. Караяновский постоянный оркестр Берлинер Филармоникер играет технически совершенно, передавая мельчайшие нюансы, дирижирование Караяна находит в музыке удивительные мелодические и колористические красоты (особенно в терцетах Дочерей Рейна, и вообще в начале оперы - многие рецензенты восхищались удивительным мягким мерцанием в сцене восхода солнца и пробуждения Золота Рейна), однако многие упрекают его в "камерности", "холодности" и "невовлеченности" (упреки вряд ли заслуженные). Состав исполнителей радикально экспериментален - Вотана поет мягкий баритон Фишера-Дискау. С технической точки зрения ему иногда трудно справиться с тяжелой партией, с драматургической - он рисует образ совершенно нетрадиционного, мягкого, слабого и нерешительного отца богов. Очень спорная трактовка, которую практически невозможно вписать в контекст философского содержания Кольца целиком, однако вполне допустимая, если рассматривать Золото как самостоятельную оперу. Альбериха поет очень выразительный Келемен, Логе - гениальный Штольце (бесспорно лучшая и едва ли не единственно верная трактовка образа во всей дискографии Кольца - по выражению одного из критиков, этот Логе (в опере - бог огня), буквально жжет вам пальцы, идеально сочетая гротескную вокальную линию со своим приплясывающим оркестровым лейтмотивом (см. хотя бы потрясающую сцену, когда Логе разнимает и успокаивает Вотана и Альбериха в Нибельгейме (сцена 3, от слов Логе Sei doch bei Sinnen! и далее) - просто совершенное взаимодействие между певцом и оркестром)), пара великанов - также едва ли не лучшая в записи, особенно удачен и глубок образ Фазольта в исполнении интеллигентного баса с очень красивым и благородным тембром - Талвелы, который удачно контрастирует с тяжеловесным и зловещим Риддербушем - Фафниром. Также удачна женственная с очень красивым голосом Визи в партии Фрики, терцеты дочерей Рейна также бесспорно лучшие в записи, во главе с идеальной Флосхильдой - Анной Рейнольдс. При этом запись очень легко слушается - Караян мягкой и мелодичной манерой дирижирования как бы сглаживает чрезмерную жесткость фактуры, а большой разговор великанов и Вотана - благодаря тщательно продуманному подбору тембров (очень мягкий баритон Фишера-Дискау, который никак не спутать с басом, в отличие от, скажем, Франтца, Лондона или Адама с Хоттером, мягкий бас Тальвелы и ощутимо более тяжелый - Риддербуша) для слушателя, который впервые знакомится с оперой и не очень хорошо знает текст - однозначно единственный вариант, который позволит не заскучать на этом сложном для восприятия, но очень важном драматургически, месте.

    В общем, данные две записи взаимодополняют друг друга и являются вместе однозначным и едва ли не исчерпывающим выбором. Если же необходимо выбрать какую-то одну, то рекомендуем Золото Караяна всем собирающим Кольцо по частям, поклонникам итальянской оперы и вообще желающим знакомиться с Вагнером комфортно и с удовольствием, а Шолти - или как органичную часть великолепного в целом Кольца, или просто любителям яркой оркестровой музыки, подчеркнутой броскими спецэффектами.

    При этом стоит заметить, что, в отличие от, скажем, Валькирии, трудно рекомендовать к покупке какую-либо из архивных записей, даже таких выдающихся, как Краусса с Хоттером, которого вообще-то совершенно необходимо слышать в роли Вотана, очень сильным составом и тонким, лиричным дирижированием:

    Das Rheingold. Hans HOTTER (bass-bar) Wotan; Hermann UHDE (bar) Donner; Gerhard STOLZE (ten) Froh; Erich WITTE (ten) Loge; Gustav NEIDLINGER (bass-bar) Alberich; Paul KUEN (ten) Mime; Ludwig WEBER (bass) Fasolt; Josef GREINDL (bass) Fafner; Ira MALANIUK (contr) Fricka; Bruni FALCON (sop) Freia; Maria von ILOSVAY (contr) Erda; Erika ZIMMERMANN (sop) Woglinde; Hetty PLUMACHER (contr) Wellgunde; Gisela LITZ (mez) Flosshilde; Bayreuth Festival Orchestra / Clemens KRAUSS. Laudis mono LCD34002 (3 CD, ADD).

    или Фуртвенглера, одного из главных интерпретаторов Вагнера:

    - запись 1950 г. с оркестром Ла Скала

    Das Rheingold. Ferdinand FRANTZ (bass-bar) Wotan; Elisabeth HONGEN (mez) Fricka; Joachim SATTLER (ten) Loge; Peter MARKWORT (ten) Mime; Alois PERNERSTORFER (bass-bar) Alberich; Walburga WEGNER (sop) Freia; Gunther TREPTOW (ten) Froh; Angelo MATTIELLO (bar) Donner; Margret WETH-FALKE (contr) Erda; Ludwig WEBER (bass) Fasolt; Albert EMMERICH (bass) Fafner; Magda GABORY (sop) Woglinde; Margherita KENNEY (mez) Wellgunde; Sieglinde WAGNER (mez) Flosshilde. Chorus and Orchestra of La Scala, Milan/ Wilhelm FURTWANGLER.
    доступно в составе полного Кольца Music & Arts CD-914 (12 CD, ADD, mono)

    - запись 1953 года c оркестром Итальянского радио

    Das Rheingold. Ferdinand FRANTZ (bar) Wotan; Ira MALANIUK (mez) Fricka; Wolfgang WINDGASSEN (ten) Loge; Gustav NEIDLINGER (bass-bar) Alberich; Julius PATZAK (ten) Mime; Josef Greindl (bass) Fasolt; Gottlob Frick (bass) Fafner; Alfred POELL (bar) Donner; Lorenz FEHENBERGER (ten) Froh; Elisabeth GRUMMER (sop) Freia; Ruth SIEWERT (contr) Erda; Sena JURINAC (sop) Woglinde; Magda GABORY (mez) Wellgunde; Hilde ROSSL-MAJDAN (mez) Flosshilde). Orchestra Sinfonia della Radio Italiana/ Wilhelm FURTWANGLER.
    доступно в составе полного Кольца EMI 767123-2 (13 CD, ADD, mono)

    То же относится и к различным довоенным записям. Своеобразная оркестровая фактура и обилие диалогов с участием многих похожих голосов превращают прослушивание архивного Золота (в отличие от Валькирии) в тяжелый труд, посильный только для очень убежденного вагнерианца. При этом в архивных записях теряется тембральная красота и тонкость оркестровых сцен, особенно начала.

    Поэтому после покупки двух наиболее выдающихся записей Золота стоит обратить внимание скорее на современные, например Донаньи -

    Das Rheingold. Robert HALE (bass-bar) Wotan; Hanna SCHWARZ (mez) Fricka; Kim BEGLEY (ten) Loge; Peter SCHREIER (ten) Mime; Franz-Josef KAPELLMANN (bass) Alberich; Nancy GUSTAFSON (sop) Freia; Thomas SUNNEGARDH (ten) Froh; Eike Wilm SCHULTE (bar) Donner; Elena ZAREMBA (mez) Erda; Jan-Hendrik ROOTERING (bass) Fasolt; Walter FINK (bass) Fafner; Gabriele FONTANA (sop) Woglinde; Ildiko Komlosi (mez) Wellgunde; Margaretha Hintermeier (contr) Flosshilde; Cleveland Orchestra / Christoph von DOHNANYI. Decca (Full price) (CD) 443 690-2DHO2 (two discs: 147 minutes: DDD).

    Данная запись с наилучшим на сегодняшний день (и, однако, очень серым и не более чем удовлетворительным вокально составом, не выдерживающим никакого сравнения с составами 50-х - начала 60-х) интересна исключительным вниманием к тонким тембовым деталям, позволяющим вполне насладиться мастерством вагнеровской оркестровки, при том что все прочее в ней (темпы и т.д.) вполне традиционны и не представлют собой чего-то интересного. Также можно послушать другие современные записи, например Хайтинка, Баренбойма или Яновски. Запись Хайтинка превосходит Донаньи составом:

    Das Rheingold. James MORRIS (bass) Wotan; Marjana LIPOVSEK (contr) Fricka; Heinz ZEDNIK (ten) Loge; Peter HAAGE (ten) Mime; Theo ADAM (bass-bar) Alberich: Eva JOHANSSON (sop) Freia; Peter SEIFFERT (ten) Froh; Andreas SCHMIDT (bar) Donner; Jadwiga RAPPE (contr) Erda; Hans TSCHAMMER (bass-bar) Fasolt; Kurt RYDL (bass) Fafner; Julie KAUFMANN (sop) Woglinde; Sylvia HERMAN (sop) Wellgunde; Susan QUITTMEYER (mez) Flosshilde; Bavarian Radio Symphony Orchestra Bernard HAITINK. EMI CDS7 49853-2 (2 CD, DDD)

    и более удовлетворительна в драматическом отношении, однако не столь интересна оркестровой игрой. Вообще данная запись Хайтинка очень ровная и сбалансированная во всех отношениях, может служить почти эталоном усредненно-хорошего исполнения.

    Особенно стоит предостеречь начинающего слушателя Вагнера от записи Джеймса Ливайна:

    Das Rheingold. James MORRIS (bass-bar) Wotan; Christa LUDWIG (mez) Fricka; Siegfried JERUSALEM (ten) Loge; Heinz ZEDNIK (ten) Mime; Ekkehard WLASCHIHA (bar) Alberich; Mari Anne HAGGANDER (sop) Freia; Mark BAKER (ten) Froh; Siegfried LORENZ (bar) Donner; Brigitta SVENDEN (mez) Erda; Kurt MOLL (bass) Fasolt; Jan-Hendrik ROOTERING (bass) Fafner; Hei-Kyung HONG (sop) Woglinde; Diane KESLING (sop) Wellgunde; Meredith PARSONS (sop) Flosshilde; Metropolitan Opera Orchestra / James LEVINE. DG (Full price) 427 607-2GH3 (three discs, nas: 157 minutes: DDD).

    Она является самой продолжительной из всех записей Золота. Как это обычно для Ливайна, сверхмедленные темпы вместо ожидаемой философичности привносят лишь скуку и полностью убивают всякий драматизм и красочность, что для Золота еще более губительно, чем для других частей Кольца. Поэтому даже критики, в целом доброжелательно настроенные к Кольцу Ливайна, особенно критикуют Золото, которое не спасает даже неплохой состав исполнителей.

    Das Rheingold. Theo ADAM (bass-bar) Wotan; Gerd NIENSTEDT (bass) Donner; Hermin ESSER (ten) Froh; Wolfgang WINDGASSEN (ten) Loge; Gustav NEIDLINGER (bass) Alberich; Erwin WOHLFAHRT (ten) Mime; Martti TALVELA (bass) Fasolt; Kurt BOEHME (bass) Fafner; Annelies BURMEISTER (mez) Fricka; Anja SILJA (sop) Freja; Vera SOUKUPOVA (mez) Erda; Dorothea SIEBERT (sop) Woglinde; Helga DERNESCH (sop) Wellgunde; Ruth HESSE (mez) Flosshilde; Bayreuth Festival Chorus and Orchestra / Karl BOHM. Philips 412 475-2 (2 CD, ADD).

    Данная запись (1967 г.) представляет интерес для желающих послушать живую байрейтскую запись Кольца (в отличие от вышеперечисленных записей, в основном студийных), отличается достаточно сильным составом и энергичным дирижированием, является вполне достойной частью полного Кольца Бема, однако целесообразность его приобретения как отдельной записи весьма сомнительна.

    Подводя итог, распределим приоритеты следующим образом - желающим приобрести полное Кольцо стоит взять Шолти, в том числе и его грандиозное и величественное Золото Рейна. Всем прочим стоит начать знакомство с удивительно красивой версии Караяна и потом послушать Шолти. На этом знакомство в принципе можно закончить (разнообразие вариантов трактовки Золота гораздо меньше, чем других частей Кольца, которым и стоит уделить более пристальное внимание), если же хочется послушать еще какие-то версии, то стоит скорее обратить внимание на относительно новые записи Хайтинка или Донаньи.

    (Прим. редактора - в связи с заметным сокращением в последние годы вагнеровского раздела в каталогах всех крупнейших фирм, записи Золота Ливайна и Бёма доступны теперь только в составе полных Колец, а записи Хайтинка и Донаньи вовсе отсутствуют в каталогах EMI и Decca последних лет, хотя ещё могут встретиться в магазинах).

    Дискография и комментарий - Светлана Попова.

 <>

Последние изменения - 14.12.2002. 

© 1999-2002     www.cdguide.nm.ru     All rights reserved


статистика