|
Музыка нашего времени | |
О дисках серии "20/21 - Music of our time", выходящей на фирме Deutsche Grammophon с 1998 года и целиком посвященной современной музыке, рассказывает Дмитрий Ренанский. | |
TORU TAKEMITSU
|
Первый, выпущенный на рынок в 1998 году, диск серии. Редкой архитектонической красоты программа, посвященная классику японской музыки ХХ века Тору Такемицу. Чуть больше часа необыкновенной музыки для людей с обостренным чувством красоты. "Плетение в сумерках" [дорожка 4] стоит слушать вечером, релаксируя после тяжелого дня. "Цитата из мечты" [дорожка 2] особенно рекомендуется поклонникам французских импрессионистов. Нет-нет, да и промелькнет цитата из партитур Клода Дебюсси. |
PIERRE BOULEZ
|
Фигура Пьера Булеза воспринимается сегодня не иначе как "Pater noster" европейской музыкальной культуры. Отец родной послевоенного авангарда, душеприказчик симфонических произведений Малера и Мессиана, любитель прогулок в окрестностях Баден-Бадена, поклонник тенисок от Lacoste, за свою жизнь получил такое количество премий Grammy, что никто не берется и подсчитать. Две центральных партитуры 1980-х годов - "Респонсорий" и "Диалог двойной тени", реализующие амбиции Булеза в его now-how - "живой электронике". Чтобы оценить все тонкости игры звука в пространстве рекомендуется слушать на хорошей аудиосистеме. |
ANDRE PREVIN
|
Типично американская опера. Украшение записи - дивная Рене Флеминг в главной роли. Для любительниц белого шоколада и фанатов Превена. |
LUCIANO BERIO
|
"Секвенции" Лючано Берио - зубодробительное испытание для амбициозных солистов-инструменталистов. Когда Берио начинал писать цикл, "Секвенции" воспринимались не иначе как энциклопедия ненормативной музыкальной лексики. Берио пишет виртуозную музыку с особым цинизмом - совершенно не задумываясь о том, каково будет исполнителю. "DG" представяет произведение в интерпретации солистов булезовского "Ensemble InterContemporain". |
PHILIPP GLASS
|
Программа скрипичной музыки американских композиторов. Соблюдая политкорректность, не будем оценивать качество предлагаемой музыки. Диск интересен прежде всего как очередной проект замечательного музыканта - нашего бывшего соотечественника, а ныне гражданина независимой Латвии - Гидона Кремера. |
ARVO PART
|
О собственной музыке Арво Пярт отзывается так: "добровольный уход в бедность". Пярт лукавит - его бедность звучит весьма стильно. Третья симфония - сочетание архаичной пустоты и статичного звука. Радует наличие "Tabula rasa" и "Fratres" - двух партитур, ставших вестниками направления "новой простоты". |
OLIVIER MESSIAEN
|
Опера классика французской музыки Оливье Мессиана. Конгломерат эстетики галльского мастера - религия, пение птиц и мистика средневековья. В одной из главных партий обращает на себя в прямом смысле божественный голос Даун Эпшоу. |
ELLIOTT CARTER
|
95-летний капитан музыкальной жизни современной Америки в ключевых опусах 90-х годов. Странная смесь из постромантических идиом и набившего оскомину постмодернизма. |
PETER EOTVOS
|
Три мужских сопрано, одетые в японские кимоно с моноклями начала века пропевают самую русскую из чеховских пьес. Петер Этвош - один из лучших специалистов по музыке второй половины прошлого века, любимый ученик К. Штокхаузена и П. Булеза. Загадочная русская душа в японском антураже - и в этом нет ничего странного. |
TORU TAKEMITSU
|
Сочинения, представленные на втором альбоме Тору Такемицу в серии "20/21", обьединены общей образной сферой - они посвящены воде или воздуху. Даже само название последнего опуса Такемицу, завершенного им за несколько месяцев до смерти - "Air" - может переводиться двояко: "Ария/Воздух". Временами слишком приторная музыка с оттенком постимпрессионизма. Рекомендована к прослушиванию после партитур Булеза. |
MAGNUS LINDBERG
|
Один из ярчайших композиторов новой финской школы. В конце 1970-х совместно с Кайей Саариахо и Эса-Пеккой Салоненом Линдберг подрывал традиции финской национальной композиторской школы. Два оркестровых монолита в интерпретации лучших британских коллективов под управлением Оливера Кнуссена. |
OLIVER KNUSSEN
|
Блестящий английский дирижер и изобретательный композитор Оливер Кнуссен явно претендует на лавры Камиля Сен-Санса и Сергея Прокофьева. Две детские оперы Кнуссена - специально для подрастающих тинейджеров поколения "P". Их ответ нашему "Пете и Волку". |
PIERRE BOULEZ
|
Отчет о творческой работе за 1990-е годы к 75-летнему юбилею композитора. Коллекция инструментальных произведений, продолжающих опыты Булеза по изучению свойств звука в пространстве. Для любителей современной архитектуры и работ М. Эшера. |
PHILIPPE BOESMANS
|
Бельгиец Филипп Бусманс написал три оперы, последняя из которых - "Зимняя сказка" - благодаря режиссуре Люка Бонди и постановке в Брюссельском театре "La Monnaie" стала одним из самых заметных событий музыкального театра 2000 года. Либретто написано одновременно на двух языках (немецком и английском), а пикантные музыкальные решения Бусманса лишь добавляют мрака в одну из самых загадочных пьес Шекспира. |
WOLFGANG RIHM
|
Вольфганг Рим, известный своей способностью написать струнный квартет (а на сегодня им написано 10 квартетов) за несколько часов, представляет окончательную версию своего давнего work in progress. Охотясь на формы, Рим изменяет обычной лиричности своих произведений, в ярком виртуозном опусе обращаясь к опыту своих коллег по цеху - в произведении явно чувствуется влияние Булеза и музыки американских минималистов. |
GIYA KANCHELI |
Бессмыслицу длиннот Концерта Губайдулиной с лихвой компенсирует "Стикс" Гии Канчели - одна из лучших симфонических партитур последних лет в темпераментном исполнении Валерия Гергиева и Юрия Башмета. Слабых духом и болящих сердцем просим обратить особое внимание на последнюю минуту произведения. Сильнейший выброс адреналина в кровь гарантирован. |
PIERRE BOULEZ
|
Возможно один из самых красивых дисков современной музыки, который выпускался "DG". Утонченный коктейль из тембров ударных (особенно впечатляют таинственные там-тамы и гонги), флейты, гитары и женского голоса. Сопрано Кристины Шеффер придает одной из центральных партитур Булеза инфернальную холодность и отстраненность. |
STEVE REICH
|
Океан ритма, возбуждающий на чисто физиологическом уровне. Историческая запись, наконец-то переизданная на компакт-дисках. Рекомендуется слушать для восстановления этнокультурного единства с природой. |
|