главная от а до я новые диски рецензии книжная полка пестрые листки ссылки

CHOPIN, Frederic
ШОПЕН, Фридерик

1810-1849

Фридерик Шопен родился под Варшавой, в местечке Желязова Воля, в семье француза, с юности жившего в Польше. Получил образование на родине и в значительной степени сформировался там как пианист и композитор. Поездки с концертами по Европе в 1839-31 годах приносят Шопену известность и признание серьезных музыкантов. Известно высказывание Шумана: "Шапки долой, господа, перед вами гений!".
После подавления в 1831 году восстания в Польше, Шопен остался в Париже, где и провел большую часть жизни. Лист так вспоминал о первом парижском выступлении Шопена: "Аплодисменты, возраставшие с удвоенной силой, казалось, никак не могли полностью выразить наш энтузиазм перед лицом этого таланта, который наряду со счастливейшими новшествами в области формы, открыл новую эру в развитии поэтического чувства".
В короткой жизни Шопена было множество ярких встреч. Помимо Листа, он был знаком с Берлиозом, Беллини, Гюго, Мюссе, поддерживал отношения со многими поляками, в том числе с Мицкевичем, в последние годы сблизился с Делакруа. О его девятилетнем романе с писательницей Жорж Санд ходило бесчисленное количество сплетен и домыслов.
Будучи оторванным от родной культуры, Шопен оставался в своем творчестве глубоко национальным композитором. "В творчестве Шопена - вся Польша: ее народная драма, ее быт, чувствования, культ красоты в человеке и человечность, рыцарственный гордый характер страны, ее думы и песни", - писал Б. Асафьев.
Согласно воле Шопена, после смерти его сердце было перевезено в Польшу и захоронено в варшавском костеле Святого Креста.
Один из лучших пианистов своего времени, Шопен писал практически исключительно фортепьянную музыку. Его наследие включает два концерта, ряд камерных сочинений с участием фортепьяно и сочинения для сольного фортепьяно: три сонаты, четыре баллады, четыре скерцо, 27 этюдов, 21 ноктюрн, более 20 прелюдий, мазурки, вальсы, полонезы и другие многочисленные произведения.

    Piano concertos Nos. 1 Op.11, 2 Op.21. Krystian ZIMERMAN (piano); Los Angeles Philharmonic Orchestra / Carlo Maria GIULINI. Deutsche Grammophon 415 970-2 (ADD).

    К крупнейшим по масштабам сочинениям Шопена относятся концерты, в которых основная роль принадлежит фортепьяно, оркестру отводится довольно скромное место. Кристиан Цимерман (р. 1956) в 1975 году победил на сложнейшем конкурсе им. Шопена в Варшаве, став самым молодым победителем за всю историю конкурса и получив, помимо главного, призы за исполнение сонат, полонезов и мазурок. Блестящее исполнение концертов, первый из которых записан "в живую" во время выступления в Лос-Анжелосе в 1978 году.

    Piano Sonatas Nos. 1, Op. 4; 2, Op. 35; 3, Op. 58. Vladimir ASHKENAZY (piano). Decca 448 123-2 (ADD).

    Sonatas Nos. 1, Op. 4; 2, Op. 35; 3, Op. 58. Etudes, Op. 10 No. 6; Op. 25 Nos. 3, 4, 10, 11. Mazurkas, Op. 17 Nos. 1-4. Leif Ove ANDSNES (piano). Virgin Classics Duo VCK7 91501-2 (2 CD; DDD).

    Из сонат Шопена наиболее значительны вторая и третья, написанные в годы расцвета творческих сил. Третья часть второй сонаты Шопена - траурный марш, известный в многочисленных оркестровых переложениях.

    Ballades Nos. 1 Op. 23, 2 Op. 38, 3 Op. 47, 4 Op. 52. Barcarolle Op. 60. Fantasia Op. 49. Krystian ZIMERMAN (piano). Deutsche Grammophon 423 090-2 (DDD).

    Шопен первым ввел жанр баллады, широко распространенный в вокальной музыке, в музыку инструментальную. Четыре его баллады - это масштабные, многоплановые пьесы. Много общих c ними черт имеет фантазия, op. 49. Баркаролла более изящная, утонченная, без драматических контрастов.

    Ballades Nos. 1 Op. 23, 2 Op. 38, 3 Op. 47, 4 Op. 52. Mazurkas Op. 7 No. 3, Op. 17 No. 4, Op. 33 No. 2. Waltzes Op. 18, Op. 42, Op. 64 No. 2. Etudes, Op. 10 No. 3, 4. Nocturne Op. 15. Murray PERAHIA (piano). Sony Classical SK64399 (DDD).

    Эта запись одного из самых блестящих пианистов наших дней была признана журналом Gramophone лучшей в 1995 году в категории инструментальной музыки.

    Nocturnes. Artur RUBINSTEIN (piano). RCA RD89563(2) (2 CD, ADD).

    Ноктюрны являются самым поэтичным произведениями Шопена. Глубина мысли, разнообразие настроений, богатство мелодики ставят эти произведения особняком в жанре фортепьянного ноктюрна, созданного Джоном Филдом.
    Интерпретация Артура Рубинштейна из тех, что остаются навсегда в сокровищнице мирового пианизма, поражая слушателя изяществом и благородством. Студийная запись была сделана в 1965 году в Риме.

    Nocturnes. Maria Joao PIRES (piano). DG 447 096-2 (2 CD, DDD).

    Мария Пиреш, которую один из критиков журнала Gramophone назвал "пианисткой без тени самовлюбленности" предлагает новое понимание шопеновских шедевров, что случается не так часто.

    Scherzi No. 1 Op.20, No. 2 Op.31, No. 3 Op.54, No. 4 Op.54 (+ SCHUMANN: Bunte Blatter, Op.99). Sviatoslav RICHTER (piano). Olympia OCD338 (ADD).

    Etude, Opp. 10, 25. Vladimir ASHKENAZY (piano). Decca 414 127-2 (ADD).

    Родоночальником жанра фортепьянного этюда принято считать композитора Муцио Клементи (1752-1832), который предназначал свои этюды для развития пианистической техники у молодых музыкантов. Листу и Шопену удалось превратить этюд из технически сложной, виртуозной, но зачастую пустоватой, пьесы в полноценное художественное произведение.
    Владимир Ашкенази - один из самых известных исполнителей Шопена. Ему замечательно удается донести до слушателя все многообразие и техническое изящество шопеновских этюдов.

    Preludes. Impromptus. Vladimir ASHKENAZY (piano). Decca 417 476-2 (ADD/DDD).

    Masurkas. Vladimir ASHKENAZY (piano). Decca Double 448 086-2 ( 2 CD, ADD/DDD).

    Эти диски с мазурками - произведениями, основанными на польских народных танцах, можно смело отнести к лучшим его записям шопеновской музыки, сделанным Владимиром Ашкенази.

    Favourite Piano Works. Vladimir ASHKENAZY (piano). Decca Double 444 830-2 (2 CD, ADD/DDD)

    Это удачно составленное недорогое собрание послужит неплохим введением в музыку Шопена.

    Sonata for Cello and Piano, Op. 65. Polonaise brillante, Op. 3. Grande duo concertante on themes from Meyerbeer’s "Robert le Diable". Nocturne, Op. posth. Etudes, Op. 10 No. 6; Op. 25 No. 7. Waltz, Op. 34 No. 2. Maria KLIEGEL (violoncello); Bernd GLEMSER (piano). Naxos 8 553159 (DDD).

    Интересный диск, включающий все сочинения Шопена для виолончели и фортепьяно, а также переложения фортепьянных произведений Шопена.

    Sonata for Cello and Piano, Op.65 (+ SCHUBERT Sonata for Violin and Piano, D 384; ARAPOV Sonata for Cello and Piano). Daniel SHAFRAN (violoncello), Anton GINZBURG (piano). Melodiya SUCD 10-00072 (DDD).

    Диск, выпущенный отечественной "Мелодией" сохранил для нас исполнение сонаты Шопена с участием выдающегося виолончелиста Даниила Шафрана.


статистика